Клуб посетителей ланч-холлов
Клуб посетителей ланч-холлов
01.11.2004
Обед заказывали?

Казалось бы, мысль абсурдна. Но это действительно так. Работник компании, вынужденный в обеденный перерыв слоняться по окрестностям в поисках недорого и качественного питания, как правило, тратит на обед слишком много времени. Если же сотрудник организует обед в офисе самостоятельно, это приводит к тому, что в процессе работы он чаще отвлекается на всевозможные чаепития и перекуры. Таким образом, организация корпоративного питания — дело не только благородное, но и весьма выгодное.

Сегодня в городе работает около 80 компаний, которые заявляют о своей готовности обеспечить корпоративных клиентов полноценным и качественным обедом. Существует некая классификация кейтеринговых компаний. По профилю деятельности их можно разделить на три группы: организация питания в офисе, организация корпоративных ресторанов, столовых и кафе и выездное ресторанное обслуживание. Многие компании совмещают сразу несколько видов услуг. «Кейтеринговая компания может либо доставлять готовые обеды в офис заказчику, либо осуществлять приготовление пищи непосредственно в офисе, — рассказывает Николай Бондаренко, директор по работе с клиентами компании MegaFoods. — Выбор того или иного вида услуг зависит от возможности клиента организовать помещение под кухню. Для организации столовой необходима площадь в 40 кв. м, для организации кухни потребуется помещение минимум в 100 „квадратов“. Впрочем, такой выбор возможен лишь в том случае, если клиентом кейтеринговой компании является какая-либо организация. Если же потребитель услуг — владелец или девелопер офисного центра, о доставке готовой пищи, как правило, речь не идёт». «Владельцы бизнес-центров отличаются от клиентов, которые заказывают питание для своих сотрудников. Для собственников офисной недвижимости организация питания — способ повышения привлекательности площадей для арендаторов и, как следствие, увеличения арендной ставки, — рассказывает Василий Баранов, директор по корпоративному питанию компании «ЛаньЧ». — Кроме того, для владельца бизнес-центра важную роль играет арендная ставка, которую может платить сама кейтеринговая компания, сохраняя конкурентоспособную стоимость услуги». В компании «Бризоль» рассказали, что при выборе кейтеринговой фирмы в бизнес-центрах обычно проводится тендер. «Участники тендера не только соревнуются в разнообразии меню и качестве услуг, но и заявляют о том, какую арендную ставку они готовы платить», — поясняет Тамара Решетникова, первый заместитель генерального директора по развитию компании «Бризоль». По словам Николая Бондаренко, кейтеринговые компании оплачивают 20—30% от средней арендной ставки на объект. Надо сказать, что стоимость аренды обычно не превышает 15% от выручки кейтеринговой компании.

Очень часто на рынке услуг действует такая схема: владелец недвижимости нанимает управляющую компанию, которая в свою очередь привлекает кейтерингового оператора к обслуживанию сотрудников бизнес-центра. Как правило, компании, специализирующиеся на управлении недвижимостью, предпочитают долгосрочное партнёрство с кейтеринговым оператором. Управленцам часто приходится привлекать многопрофильных сервисных игроков, которые предоставляют комплекс услуг, в том числе кейтеринг, клининг, инженерно-техническую эксплуатацию. По словам Василия Баранова, «основными клиентами кейтеринговых компаний являются крупные и средние компании, как российские, так и западные, большинство из которых имеет собственные отдельно стоящие офисы или большие площади в бизнес-центрах». Все участники рынка кейтеринговых услуг предоставляют сервис по организации питания не только для служащих, но и для рабочих на производствах. Конечно, обслуживание производственных предприятий и фабрик востребовано гораздо меньше. Тем не менее, по словам Николая Бондаренко, клиенты-производства составляют 10% от общего числа заказчиков компании MegaFoods. А в компании «Бризоль» отмечают, что услуга по организации питания на заводах наиболее востребована в регионах. Требования, предъявляемые к питанию на производствах, несколько иные, чем в офисах компаний. По мнению всех опрошенных нами специалистов, для промышленных предприятий одним из главных критериев выбора остаётся соотношение цена/качество. Приемлемой стоимостью обеда на заводе считается $3—4, в то время как в офисных зданиях цена бизнес-ланча колеблется от $5 до $8. «Основной упор в меню для офисных служащих делается на разнообразии и даже некоторой экзотичности блюд, — поясняет Николай Бондаренко, — в то время как для рабочих на производстве на первый план выходят масса и калорийность блюда».

Вне зависимости от профиля деятельности своего клиента кейтеринговая компания должна нести ответственность за качество предоставляемых продуктов. Договоры о корпоративном питании, как правило, содержат условия, предусматривающие полную ответственность за качество продукции и ущерб, причинённый физическим лицам. Уважающие себя фирмы ведут свою деятельность в соответствии с принятой всем цивилизованным бизнес-сообществом практикой страхования своей ответственности.

Выбор оператора корпоративного питания — ответственная задача. Помимо вопросов страхования специалисты рекомендуют учитывать деловую репутацию кейтерингового игрока, рекомендации от его клиентов, опыт работы на рынке, наличие разрешительных документов, сертификаты качества на продукты, спектр предоставляемых услуг и гибкость ассортиментной политики. «Потребитель может заключить договоре кейтеринговой компанией на пробное обслуживание сроком на один день, неделю, месяц», — говорит Тамара Решетникова. «Условия, в которых ведётся приготовление обедов, могут многое рассказать о качестве предоставляемого сервиса», — утверждает Николай Бондаренко.

В настоящее время рынок корпоративного питания развивается очень динамично. Всё больше руководителей компаний понимают, что увеличить производительность труда своих сотрудников и повысить в целом рейтинг своего бизнеса поможет именно профессиональный кейтеринговый оператор.

Виталий Львов
Коммерческая недвижимость